Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Нижнесалдинский краеведческий музей
им. А. Н. Анциферова»

(МБУК "Нижнесалдинский музей")

Часы работы

Вт., Ср. - с 10:00 до 18:00
Чт., Пт. - с 10:00 до 17:00
Сб. - с 11:00 до 17:00
Вс., Пн. - выходной
Касса закрывается за 40 минут до закрытия музея

Наши сталинградцы

01.02.2023

2 февраля 2023 года исполняется 80 лет со дня окончания эпохального сражения Великой Отечественной войны  1941-1945 годов — Сталинградской битвы, вошедшей в ряд самых великих сражений в мировой истории.

В этой битве принимали участие и десятки наших земляков. Многие из них отдали свои жизни на берегах Волги, пропали без вести, оказались в плену и в госпиталях после ранений. Немногие из салдинцев-сталинградцев дожили до Дня Победы, но память о них поныне жива в сердцах жителей Салдинского района.

Нижнесалдинский краеведческий музей им. А.Н. Анциферова ведет многолетнюю работу по сбору материалов и документов о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны. И сегодня мы расскажем о судьбах трех салдинцев – участниках Сталинградской битвы.

 

Жирнов Афанасий Иванович, год и место его рождения нам пока не известны. Был призван в РККА в июле 1940 года. Рядовой строительной рабочей колонны, которая размещалась в Нижней Салде и занималась строительством промышленных и социальных объектов.   В 1942 году направлен для прохождения службы в строевых частях РККА в отдельный ремонтно-восстановительный батальон, который был направлен на  Сталинградский фронт.

Во время бомбежки вражеской авиации получил тяжелое осколочное ранение головы. Доставлен 4 сентября 1942 года в бессознательном состоянии и без документов в эвакопункт ЭП №105. Скончался в 14 часов 7 сентября 1942 года. Захоронен 8 сентября 1942 года в Сталинградской обл., Ленинский район, г.Ленинск, городское кладбище. Перезахоронен в г.Волгограде, мемориал Мамаев Курган. Имя Жирнова А.И. увековечено в Книге памяти Волгоградской обл.

 

Зубков Александр Михайлович родился в 1911 году в с.Курьи, Сухоложский район, Свердловская обл. Образование 4 класса.

Призван в РККА в сентябре 1941 года. Рядовой, 743 стрелковый полк, 134 стрелковая дивизия, разведчик артдивизиона 527 стрелкового полка, 118 стрелковая дивизия, 214 армейский запасной стрелковый полк, 5 гв. Армия. В октябре 1942 года получил ранение под Сталинградом. Попал в плен, бежал. Воевал в партизанском отряде на Западной Украине. Был призван в РККА 17 января 1945 года Полевым военным комиссариатом г.Ченстохова, Польша. Демобилизован в летом 1945 года.

С 1947 по 1975 год работал на заводе № 519 (ВСМОЗ-ВСМПО), цеха № 6, 32, 31, мастер, электрик, электромонтер.  Проживал в Верхней Салде по ул.  Энгельса, 1-2. Скончался 4 сентября 1975 года.

Награжден медалями «За победу над Германией», юбилейными.

Из воспоминаний родственников: «…Военная судьба  Александра Михайловича Зубкова сложилась трагично. Раненым он попал в плен под Сталинградом. Потом прошел несколько передвижных лагерей для военнопленных, из которых неоднократно пытался бежать. После последней, удачной попытки, партизанил на Западной Украине под г.Ровно.

До войны Александр Михайлович играл на нескольких музыкальных инструментах, а вернувшись домой — не смог играть, так на него эта война подействовала.

Его любимыми книгами были книги советского писателя, бывшего командира партизанского соединения Дмитрия Медведева «Это было под Ровно» (про разведчика Н.Кузнецова) и «Сильные духом» (про украинских партизан)…»

 

Федор Петрович Коновалов (1902-1980) – житель Нижней Салды, участник битвы за Сталинград, проживал по ул. К. Маркса, в доме 63. В интервью салдинскому журналисту в статье газеты «Салдинский рабочий» «Шел солдат, врагов сметая…» (1970-е годы) он так рассказывал о героической обороне Сталинграда: «…Мне тогда шел 41 год, и я пока оставался на заводе, работал крановщиком в чугунолитейной. Но тут, видимо, дошла очередь и до меня и моих сверстников. Призвали меня в сентябре 1942 года. Около месяца подготовки на пункте формирования около Свердловска, и вот уже наш эшелон ночью мчится, а днем отстаивается на какой-нибудь станции или разъезде. Мы выходим из вагонов и скрываемся от воздушной разведки и налетов противника. Затем на пароходах мы спустились по Волге и сразу в темную октябрьскую ночь влились на пополнение 810 стрелкового полка 64 гвардейской дивизии, а утром, чуть свет, я и мои товарищи познали, что такое война. Немцы принимали отчаянные попытки сломить оборону и овладеть городом. Они обрушивали на нас массированные удары авиации и артиллерии. С неба со страшным воем, визгом сыпались пустые и начиненные железной сечкой бочки из-под горючего. Взрывы снарядов и авиабомб сотрясали землю, клубы дыма застилали глаза. Нас буквально закидывало осколками, щепками, комьями земли… Так прошли 11 дней. В перерывах между бомбежками то отбивали атаку немецкой пехоты, поддерживаемой танками, то сами по несколько раз в день переходили в контратаку. В середине 12 дня я перестал понимать, где я и что со мной. Очнулся уже в госпитале. Оказывается, засыпало землей. Помню одно, что я пытался откуда-то вылезти, но не мог. Так бы мне там и лежать, да спасибо, заметили солдаты, что земля шевелится, и откопали…» По ошибке в Нижнюю Салду была отправлена похоронка, жена Федора Петровича, получив ее, вскоре умерла. Дети думали, что остались полными сиротами, и какова же была их радость, когда папа, живой, вернулся с фронта! После выздоровления Федор Петрович вернулся на фронт, был еще дважды ранен. А самой святой реликвией салдинец-фронтовик считал удостоверение о награждении медалью за оборону Сталинграда. Это удостоверение было передано родственниками Коновалова Федора Петровича Нижнесалдинскому краеведческому музею в дар и стало ценнейшим экспонатом музейного фонда.